– На прошлой неделе состоялось судебное заседание по делу Алексея Ли из Казахстана. «Русская Америка» писала об этом деле ранее. Он обвинялся в финансовом мошенничестве в Хьюстоне, и ему грозило до 10 лет лишения свободы и 250 тысяч долларов штрафа. Вы были его адвокатом. Чем завершился процесс?
– Мы добились того, что Алексей Ли еще раньше, до заседания суда был выпущен из тюрьмы на свободу. Кроме того, мы провели переговоры с прокуратурой и договорились, что она не будет просить дополнительного наказания для Алексея Ли. То есть, говоря другими словами, будет просить наказать его тем сроком, который он отсидел в процессе расследования дела. Обвинитель так и поступил. Судья, правда, сначала возразил на это. Он считал уместным дополнительный тюремный срок. Но нам все же удалось убедить и судью, что Алексей всячески помогал следствию, осознал степень своей вины, и не достоин дополнительного сурового наказания. В конечном итоге, судья ограничился уже отбытым наказанием, и мой подзащитный теперь будет депортирован в Казахстан.
Меня в этом деле несколько удивила позиция судьи. Судья по американскому правосудию – лицо которое судит две стороны конфликта. То есть, он обеспечивает принцип состязательности. Равной состязательности. Одна сторона в судебном процессе доказывает вину, другая – невиновность, или обстоятельства, смягчающую вину. А судья принимает решение, кто из них прав. Судья не обвиняет правонарушителя, принимая сторону прокурора-обвинителя. Он не обвинитель, он судья. И странно, что судья считает уместным более суровое наказание, чем то, о котором просит прокурор. С точки зрения общего понятия состязательности сторон – это трудно объяснить. Но так зачастую бывает в процессах.
Кстати, на прошлой неделе также покинула страну еще одна моя подзащитная, которая проходила по известному хакерскому делу. Она была задержана со своими сообщниками в Хьюстоне. Они открывали счета в банках, на которые некие люди переводили деньги, снятые со счетов других американских фирм. Потом эту группу задержанных перевели в Нью-Джерси, в тюрьму, поскольку именно оттуда шли следы крупной аферы, в которой по всей стране участвовали десятки русскоязычных студентов, приехавших в страну по визе J-1. Состоялся суд. Мне удалось добиться того, что мою подзащитную приговорили к нескольким месяцам наказания. Ее сообщнику дали гораздо больше, он еще остается в тюрьме. А на днях, как уже сообщала «Русская Америка», начался суд над организатором, как считают следственные органы, этой аферы неким Мурмулюком.
– Константина из Мэриленда остановила полиция и выяснила, что он ездит на машине по правам, полученным в России. Полицейский выписал Константину штраф за то, что он управлял машиной без прав. Константин говорит, что он только две недели назад приехал из России, хотя живет в США уже более года.
– Я отвечу вопросом на вопрос. Получал ли Константин еще какие-то штрафные квитанции в этот раз одновременно со штрафом за проезд без прав?
– Нет.
– Значит, тот самый «тикет», который он получил за отсутствие прав, изначально незаконен. По закону человека не могут просто остановить ни за что и выписать штраф за прочие действия, не связанные непосредственно с нарушением правил дорожного движения. Изначально должна быть квитанция за превышение скорости или другое правонарушение, а потом уже за водительские права. Кстати говоря, отсутствие прав и смена прав в установленный срок – это тоже разные статьи закона. Так что здесь тоже есть все основания идти в суд и доказывать невиновность.
– А теперь несколько вопросов из области контрактного права. Мы привыкли, что при покупке потребительских товаров их производитель предоставляет гарантию качества. В русском языке есть только одно понятие «гарантия». В США очень часто встречаются похожие термины – warranty и guarantee. Есть ли какое-либо различие между этими английскими понятиями?
– В законе есть очень тонкое отличие. Но для потребителей оба термина означают, по существу, то же самое. У этих слов одна и та же этимология – их корень означает «защищать». Каждый термин подразумевает обязательства, взятые на себя производителем или наложенные на производителя законом. Некоторые гарантии напрямую касаются качества товаров: приобретенные вами товары должны быть пригодны для осуществления определенной работы. Они должны удовлетворять определенные технические требования. Согласно другим гарантиям, ваши товары должны быть «разумно пригодными» для осуществления намеченной цели, для которой они были выпущены. Есть и такие гарантии, которые касаются только лишь собственности того или иного товара – к примеру, они могут подтверждать, что продавец действительно имеет права собственности на предлагаемую продукцию, и что эти права могут быть законно переданы покупателю.
Федеральный закон, акт Мэгнузона-Мосса, касается письменных гарантий на товары общего потребления, стоящих больше, чем несколько долларов. Закон не требует, чтобы продавцы давали письменные гарантии. Но если продавцы действительно дают письменную гарантию, она должна соответствовать определенным стандартам. Гарантия должна быть доступной для вас, чтобы вы могли с ней ознакомиться прежде, чем делать покупку. Она должна быть написана простым языком и должна включать следующую информацию: (1) название и адрес компании, дающей гарантию; (2) продукт или части продукта, которые она покрывает; (3) указание на то, обещает ли гарантия замену, ремонт или возмещение денег, а также накладных расходов (таких как почтовая доставка); (4) указание на срок действия гарантии; (5) перечень различных типов ущерба, на которые не распространяется гарантия; (6) меры, которые потребитель должен предпринять, если товар начинает неправильно работать; (7) инструкции в отношении процесса разрешения споров – требует ли компания, обеспечивающая гарантию, чтобы потребитель использовал какие-либо определенные неофициальные методы (без суда), чтобы уладить спор; (8) краткое описание законных прав потребителя.
Рассмотрите все эти условия гарантии, когда вы будете делать покупку. Условия гарантии редко договорные, но все же, крайне важно обратить внимание на такие моменты, как срок гарантии, спектр недочетов, покрываемых гарантией, и процесс урегулирования споров. Некоторые элементы, такие как цена продленного срока гарантии, могут быть договорными. Много компаний предлагают такие продленные сроки гарантии, иногда называемые сервисными контрактами, в течение определенных отрезков времени.
В некоторых штатах есть гарантийные законы, которые предоставляют потребителям большую степень защиты чем, федеральный акт Мэгнузона-Мосса.
– Каково различие между полной гарантией и ограниченной гарантией?
– Акт Мэгнузона-Мосса требует, чтобы все письменные гарантии для потребительских товаров определялись как полные гарантии или как ограниченные гарантии. Полная гарантия – это обещание, что продукт будет восстановлен или заменен бесплатно во время гарантийного срока. Штатное право и федеральные законы требуют, чтобы компания, дающая гарантию, восстановила продукт в течение соответствующего времени. Также, потребителю должно быть удобно отправить товар на место ремонта и получить его обратно.
Многие магазины предлагают собственную короткую полную гарантию (тридцать – девяносто дней), выше того, что предлагает изготовитель. Некоторые премиальные кредитные карты могут удвоить гарантию максимум на один год на те продукты, которые были куплены с помощью этих карт. Ремонт или замена товаров во время периода продленного срока гарантии становятся ответственностью выпускающего карты банка после того, как гарантия изготовителя истекает.
Ограниченная гарантия намного более распространена. Не удивительно, что она покрывает только определенные части продукта, и почти никогда не компенсирует стоимость рабочей силы.
– Что такое непосредственные и подразумеваемые гарантии?
– Непосредственные гарантии – это любые обещания о поддержке продукта, которые продавец или производитель выражает в письменной форме или устно. Предположим, что ваш друг купил у вас старую машину, и вы сказали, что гарантируете ему, что он проездит на ней как минимум еще десять тысяч миль. Это – непосредственная гарантия. Это не мнение о качестве или ценности, каким, к примеру, могло бы стать ваше утверждение «эта машина – лучшая сиреневая подержанная машина во всем городе». Утверждение о том, что машина проедет еще десять тысяч миль – это определенное заявление о фактических способностях товара.
С другой стороны, продавец или производитель не должен вообще заявлять, ни письменно, ни даже устно, о существовании подразумеваемые гарантии. Эти гарантии автоматически включаются в определенные виды сделок. Есть два главных типа подразумеваемых гарантий: подразумеваемая гарантия высокого спроса (warranty of merchantability) и подразумеваемая гарантия пригодности для конкретной цели (warranty of fitness for a particular purpose).
– Что такое подразумеваемая гарантия высокого спроса?
– Когда продавец занимается продажей или сдачей в аренду исключительно определенной категории товаров, закон требует, чтобы приобретенная у него продукция соответствовала цели, для которой она была куплена или взята в аренду. Это вполне понятно и справедливо. Люди должны быть уверены, что, покупая картонную коробку молока в супермаркете, они действительно покупают молоко, которое можно пить, а не кислоту или какую-то другую непригодную жидкость. Подразумеваемая гарантия высокого спроса не применилась бы, однако, к частному продавцу автомашины, поскольку этот частник на постоянной основе не занимается продажей автомобилей.
– Чем от этого отличается подразумеваемая гарантия пригодности для конкретной цели?
– Подразумеваемая гарантия пригодности для конкретной цели означает, что любой продавец или арендодатель (даже непрофессиональный) гарантирует, что товар будет пригоден для цели, для которой вы получаете его – если вы делаете эту цель известной. Даже когда вы продаете свой используемый автомобиль вашему другу, вы даете ему эту гарантию на то, что машина будет пригодна для езды по обычным дорогам. Предположим, что ваш друг сказал вам, что он нуждается в автомобиле, который мог буксировать трейлер полный щебенки. Когда вы продаете свою машину своему другу с пониманием конкретной цели, для которой ему нужен товар, вы даете подразумеваемую гарантию, что машина действительно сможет достигнуть нужного результата. Если автомобиль потерпит неудачу и с задачей не справится, ваша гарантия будет нарушена. С другой стороны, если ваш друг говорит вам, что он покупает вашу машину только на запчасти, вы можете продать ему свою машину, даже если она у вас не в ходовом состоянии – и это не будет нарушением гарантии пригодности к намеченной цели.
– Сколько длятся гарантии?
– Это зависит от типа сделки и действующего закона. В большинстве штатов у вас есть до четырех лет после заключения сделки, чтобы выдвигать требования по гарантии. В случаях письменных гарантий, этот отрезок времени может быть намного короче. Письменная гарантия содержит условия, указывающие на время ее продолжительности. К примеру, гарантия на MP3 аудио-плеер может быть всего девяносто дней. Гарантия на новый автомобиль может действовать несколько лет или много тысяч миль.
– Может ли продавец отказываться от гарантии?
– Может, но не после того, как вы сделаете покупку. Перед тем, как вы осуществите сделку, ненаписанные непосредственные гарантии и (в большинстве штатов) подразумеваемые гарантии высокого спроса или пригодности могут быть исключены, если есть письменный контракт и части его очевидным образом перекрывают действие соответствующих гарантий. Слово «высокий спрос» (merchantability) должно обязательно фигурировать в таких правовых оговорках. В противном случае, продавец может написать, что продукт продан в своем первородном состоянии, «такой, какой он есть» (as is). От подразумеваемой гарантии пригодности для конкретной цели можно отказаться также с помощью письменной оговорки в контракте. Но от непосредственной гарантии, которая написана в контракте, отказаться нельзя.
– Может ли закон быть выше договорных гарантий между продавцом и покупателем? В каких случаях, договорные гарантии перекрываются законами?
– Так называемые «лимонные законы» – законы о недоброкачественной продукции – это очень хороший пример таких правовых норм. Во многих штатах есть эти законы. Они, к примеру, предоставляют дополнительные гарантии людям, купившим новые автомобили, которые оказались настолько плохими и дефектными, что они соответствуют установленному законом определению «лимона».
– Большинство гарантийных ограничений исключает некоторые формы косвенного ущерба. Что такое косвенный ущерб?
– Косвенный ущерб – это потери, вызванные дефектом продукта, включая ваше потерянное время и расходы, вытекающие из необходимости делать ремонт. Если, например, ваш новый компьютер ломается и уничтожает несколько недель вашей работы, вы сможете получить новый компьютер. Но в соответствии с формулировкой вашей гарантии, которая прилагалась к этому компьютеру, производитель почти наверняка не будет возмещать вам расходы за потерянное время, установленное программное обеспечение, и уж тем более за потерянную работу или потерянных клиентов. Здесь закон требует, чтобы потребители защищали себя сами.
Алиса Лисина, корреспондент газеты «Русская Америка», 1 апреля 2012 г.