Для иностранцев, желающих въехать на территорию США или остаться в Америке в целях избегания преследований за рубежом, иммиграционные правила допускают ряд возможностей узаконивания статуса пребывания в Соединенных Штатах. Лица, находящиеся за пределами США, которые бы хотели въехать в Соединенные Штаты, могут получить статус «изгнанника» (refugee) согласно американскому федеральному закону и благополучно осуществить прибытие в Америку. Для людей, которые уже находятся в США, существует две возможности остаться в Америке, чтобы избежать возвращения в страну гражданства, где эти лица могут подвергнуться гонениям. Во-первых, иностранцы могут подать документы на статус беженца согласно части 8 U.S.C. 1158(a). Во-вторых, иностранные граждане, находящиеся в депортационных процессах, могут подавать в иммиграционный суд ходатайства об отмене депортации согласно части 8 U.S.C. 1253(h).
Человек, желающий получить статус беженца, должен доказать, что у него присутствует веско обоснованные опасения преследований (well-founded fear of persecution). Соискатель статуса должен показать конкретные основания, подкрепляющие его боязнь незаконных гонений. Подающий заявление человек обязан доказать, что указанные им факты скорей всего имели место быть. Таким образом, иммиграционный офицер должен будет убедиться, что изложенные просителем события более вероятно, нежели менее вероятно развивались именно так, как об этом рассказывал заявитель на статус беженца. В отличие от требования объективно доказать явную возможность преследования, которое распространяется на ходатайства об отмене депортации, законные нормы статьи 8 U.S.C. 1158(a), применимые к беженцам, требуют всего лишь доказательства субъективных опасений в отношении вероятных гонений на родине того или иного иммигранта.
С точки зрения иммиграционного закона, гонения (persecution) включают в себя угрозу жизни или свободе преследуемым людям на том основании, что они по каким-то причинам отличаются от их преследователей. Дискриминации на основании этого отличия не должно быть каких-либо логических обоснований, так что цивилизованные государства не могли бы счесть ее оправданной. Нанесение вреда преследуемым гражданам также может дать повод для подачи документов на статус беженца.
Субъективное восприятие риска преследований можно доказать даже в отсутствии физических улик, которые могли бы подтвердить устные показания соискателя статуса беженца. Восприятие человеком опасности должно быть веско обоснованным и благоразумным, так что любой нормальный человек на месте того или иного иностранца также чувствовал подобный страх. В то же время, как установили федеральные суды, страх иностранца перед преследованиями можно признать веско обоснованным даже если угроза гонений мала. Если соискатель статуса сможет установить, что его преследовали в прошлом, возникнет презумпция того, что его будут преследовать в будущем на основе тех же самых отличий.
Категории беженцев
Преследования в стране гражданства, за которые иммигрант может получить статус беженца, должны быть мотивированными определенными основаниями, указанными в американском законе. Согласно части 8 U.S.C. 1158(b)(1), беженцами могут быть признаны люди, подвергшиеся преследованиям по расовому признаку, по религиозному признаку, на основе их национальной принадлежности, в результате их членства в определенной социальной группе или из-за их политических убеждений. Важно понимать, что для того, чтобы получить статус политического беженца, потребуется доказать, что определенные конфликтные политические взгляды имелись у преследуемого человека, а не у тех, кто его преследовал. В случае с общественной группой, соискатель статуса беженца должен принадлежать к определенному классу людей, все члены которого обладают одинаковыми характеристиками, изменить которые они будут не в силах (физические характеристики) или же которые настолько нераздельны с их личностью и человеческой сутью, что цивилизованное общество было бы не вправе заставлять людей менять эти внутренние ценности. Таким образом, беженец должен принадлежать к группе людей, разделяющих какую-то неизменимую черту, из-за которой его преследует правительство страны проживания или другие группы.
Для того, чтобы установить факт преследования, соискатель статуса несет бремя доказать то, что имевшие место гонения и нанесение ему ущерба здравомыслящий человек действительно может связать с дискриминацией преследуемого по одному из признаков, пронумерованных в иммиграционном законе. Так как с точностью доказать, чем именно были побуждены действия преследователей, практически невозможно, Верховный Суд США постановил в одном из судебных дел, что каких-то прямых улик, указывающих на то, что дискриминация была мотивирована причинами, указанными в 8 U.S.C. 1158(b)(1), представлять не требуется. Косвенные доказательства, если конечно офицеры признают их весомыми, могут служить подтверждением связи между фактами преследования и теми личностными характеристиками, которые охраняют американские законы. Ущерб, нанесенный соискателю статуса беженца, должен хотя бы частично быть побужден их политическими, религиозными или социальными взглядами, либо каким-то другим основанием из списка в 8 U.S.C. 1158(b)(1).
Для того чтобы получить статус беженца, вовсе не обязательно, чтобы преследующие иностранца люди действовали под руководством правительства. Иностранец также можете получить статус беженца, если преследующая его группировка не поддается контролю со стороны властей страны гражданства. В международном праве смысл самого понятия убежища заключается в том, что некоторые страны готовы впустить на свою территорию иностранцев и соблюдать гражданские права жителей других государств, в которых власть не способна заботиться о своем народе.
Невозможность переезда
Согласно 8 C.F.R. § 208.13(b)(1)(i), человек, который сможет безопасно переместиться (переехать) внутри своей страны гражданства и таким методом уйти от преследования, не может получить статус беженца. Аналогичная ситуация может возникнуть в случае попытки отмены депортации на основании возможных будущих преследований. Иммиграционный судья должен будет убедиться в том, что иностранец не сможет поехать жить в другую точку своей страны, где преследующие его люди не смогут оказывать никакого влияния. Подзаконные акты Иммиграционной службы гласят, что при рассмотрении возможности человека переместиться в стране постоянного проживания правительственные чиновники должны принимать в учет две составляющие – будет ли переезд в безопасное место физически возможным и будет ли это благоразумно со стороны иностранца осуществить такой переезд.
Экономический вред
Можно ли расценивать акты экономической дискриминации и притеснений как гонения и преследования в рамках иммиграционного закона? По определениям закона гонения должны составлять нечто более существенное, нежели какие-то неприятные, но одиночные домогательства. В то же время, для установления преследований немедленной угрозы жизни или свободе может и не быть. Федеральные суды пришли к заключению, что, хотя нижняя планка нанесенного беженцу ущерба не закреплена в законе, те лишения, которые должен был стерпеть иностранец-заявитель, должны быть серьезными. Сами же акты преследований могут принимать разную форму.
Нанесение экономического вреда может быть квалифицировано как преследования в рамках иммиграционных правил если существует большая вероятность осознанного нанесения существенных экономических неудобств в отношении того или иного иностранца на основании его принадлежности к одной из групп, указанной в статье 8 U.S.C. 1158(b)(1). Суды, которые рассматривали дела, включающие лишь экономический вред соискателям статуса беженцев, установили, что американский Конгресс намерено не использовал словосочетание «физический вред» или «физическое преследование» при составлении закона. Следовательно, даже экономические притеснения могут являться поводом для подачи документов на убежище. Не требуется также демонстрировать то, что в результате имевшей место экономической дискриминации иммигрант не сможет зарабатывать достаточно средств к существованию. Так, в одном деле, Иммиграционная служба предоставила статус беженца арабскому моряку, у которого израильские военные уничтожили рыболовецкие сети и лодки. В другом случае, убежище смогла получить женщина из Никарагуа, доказав, что правительство забрало у нее землю, где располагалось ее хозяйство и не позволило ей вести коммерческую деятельность.
Заявления, поданные больше, чем через год
Подавать прошение на статус беженца необходимо в первый год после прибытия иностранца в США. Если зарубежный гражданин не сможет доказать иммиграционному офицеру или иммиграционному судье то, что существенным образом изменились обстоятельства, от которых непосредственно зависит возможность этого человека подавать прошение об убежище, или же то, что имели место какие-то необычные обстоятельства, не позволявшие соискателю вовремя подать документы, то прошения, поданные больше чем через год после прибытия в США, будут отклонены.
Временная отмена депортации
Для того, чтобы иметь возможность отменить депортацию (т.е. приостановить депортацию на неопределенное время) согласно части 241(b)(3) Иммиграционного акта, человек, в отношении которого был возбужден депортационный процесс, должен доказать, что его жизнь или свобода будут поставлены под угрозу при возвращении в страну гражданства либо проживания. Угроза и риск дискриминации должны быть мотивированными теми же самыми причинами, что и в случае ходатайств об убежище, то есть преследованиями по расовому, религиозному или политическому признаку, либо гонениями на основании национальной принадлежности или членства в определенной общественной группе.
В отличие от процесса получения статуса беженца, в процессе об отмене депортации необходимо доказать, что присутствует явно выраженная возможность будущих преследований. Это гораздо более объективный показатель вероятности гонений, и суды потребуют конкретные, осязаемые доказательства притеснений.
Если заявитель на отмену депортации ранее подвергался преследованиям в стране постоянного проживания, возникнет презумпция того, что он подвергнется таким же гонениям при своем возвращении. Иммиграционная служба может обойти эту презумпцию, доказав, что условия в стране гражданства определенного иностранца поменялись так, что ему теперь будет безопасно возвращаться.
Отмена депортации не подлежит одногодичному временному ограничению, которое относится к ходатайствам на статус беженца. Также, даже те иностранцы, которые подвергаются депортации за совершение тяжких преступлений (aggravated felony) и к которым не применимы никакие другие части Иммиграционного акта, позволившие бы им остаться в США, могут, несмотря ни на что, отменить депортацию на основании возможных преследований.
Конвенция против пыток
Даже если иностранцу не удалось отменить депортацию по части 241(b)(3) Иммиграционного акта, остается последний шанс «удержаться» в Америке на основании Конвенции против пыток, принятой в рамках Организации объединенных наций. Для того, чтобы предотвратить высылку из США, иностранец должен доказать, что он скорей всего будет подвергнут пыткам при возвращении в страну постоянного проживания. Спектр возможностей остаться в США по Конвенции против пыток с одной стороны более широкий, а с другой более узкий, нежели выбор, предоставленный законами об убежище и отмене депортации. Так, заявитель не должен доказывать, что его будут пытать на основании каких-либо неизменимых характеристик. С другой стороны, Конвенция распространяется только на пытки, а не на преследования в общем. По Конвенции против пыток не нужно доказывать неспособность иностранца переместиться внутри страны своего гражданства для того, что предотвратить притеснения со стороны властей.
Чтобы получить положительное решения иммиграционного суда по ходатайству, основанному на Конвенции ООН, заявитель должен будет доказать, что акты пыток будут санкционированы правительственными чиновниками или проведены непосредственно правительственными агентами. В рамках Конвенции, «пытка» означает любое действие, которым какому-либо человеку умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, с целью получить от него сведения или признания, наказать его за действие, которое он совершил или в совершении которого он подозревается, а также запугать или принудить его что-либо сделать.
Никакая другая область иммиграционного права не порождала такое большое количество судебных дел и разбирательств – в иммиграционных судах, в Коллегии иммиграционных апелляций и в федеральных судах – как статья 8 U.S.C. 1158, позволяющая иностранцам получать статус беженца. В последние годы, получить положительное решения иммиграционных офицеров в отношении ходатайств на убежище в США стало трудно. В ведении дел об убежище, отмене депортации и вопросах, связанных с Конвенцией против пыток, помощь опытных и квалифицированных адвокатов будет очень важна.